Сергей Стадлер представит публике единственную оперу Шумана "Геновева"
2 и 3 июля 2009 года, в 19.00 на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории состоится очередная премьера. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки - народный артист России Сергей Стадлер - представит единственную оперу великого романтика Роберта Шумана "Геновева".
Р. ШУМАН. "Геновева". Опера в 4-х действиях
Музыкальный руководитель и дирижёр - народный артист России Сергей Стадлер.
Режиссёр - Владимир Акулов
Хормейстер - заслуженный деятель искусств России и Карелии Станислав Легков.
Художник-постановщик - Светлана Бурякова
Художник по свету - Мария Макова
Солисты:
Женевьева Брабантская - Екатерина Гончарова, Наталья Бирюкова
Зигфрид - Николай Царевский, Михаил Павлов
Голо - Евгений Наговицин, Борис Рудак
Маргарита - з. а. России Галина Киселёва, Александра Попандопуло
Бальтазар - Иван Новосёлов, Евгений Чернядьев
Каспар - Евгений Садовников
Гидульфус - Григорий Шкарупа
"Опера Шумана "Геновева" - одно из самых интересных и ярких творений позднего периода творчества композитора, несущее в себе огромный эмоциональный заряд. Она пленяет необыкновенной красотой оркестровки и изысканностью вокальных партий. В этом произведении композиторская мысль преобладает над сценическими эффектами.
Опера особенно сложна для постановки, так как сюжетная линия и музыка не пересекаются, а сосуществуют в параллельном пространстве. Я бы назвал подобное отношение к музыке ораториальным… На мой взгляд, самое скучное, что может быть в музыке - это концертное исполнение оперы. Мы представим "Геновеву" в варианте "semistage". Я буду искренне рад познакомить любителей настоящей музыки с этим незаслуженно забытым шедевром".
Народный артист России Сергей Стадлер.
"Традиционно-романтическая гофмановская фантастика даётся в опере не в сказочно-идиллическом, а в драматически-зловещем лике, предвосхищая собой линию образов зла в музыке нашего века. А прекрасная сердечная Jnnigkeit Геновевы и Зигфрида - это та душевная чистота, естественная незащищённость и цельность добра в человеке, которых так часто не хватает в нашей чересчур уж динамичной и чреватой губительными катаклизмами действительности, где, кстати, так же чётко определилась борьба добра и зла, жизни и смерти, мира и всеобщей гибели… Теперь нам остаётся ждать постановки "Геновевы" в каком-либо из наших театров. Кто из них окажется первооткрывателем, кто захочет и сумеет достойно возродить этот забытый, но абсолютно живой шедевр?".
Народный артист России Сергей Слонимский.
СПРАВКА
Опера Р.Шумана "Геновева" (Genoveva) написана на либретто Р. Райника и Р. Шумана по драмам И.-Л. Тика и К.-Ф. Геббеля. Премьера состоялась 25 июня 1850 года в Лейпциге.
Шуман мечтал о создании оперы в течение всей своей жизни, но, отвергнув более 20 сюжетов (Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте и др.), остановился именно на драме Фридриха Геббеля "Геновева". И Геббель, и Шуман делают главным действующим лицом трагедии не Геновеву, а Голо. В своём дневнике Геббель пишет о герое: "Я пытался заставить этот вспыльчивый, необузданный характер совершить дьявольские поступки из человеческих побуждений. Голо любит прекрасную женщину, вверенную его попечению, но он не Вертер. Это его несчастье, его вина и его оправдание". Герой Шумана тоже совершает античеловеческие поступки исключительно из человеческих побуждений.
Легенда о Женевьеве Брабантской.
Геновева (Женевьева Брабантская) - дочь герцога Брабантского, героиня средневековой легенды, дошедшей до нас в редакции итальянского агиографа Якопо де Ворагине в его сборнике "Златая легенда" (около 1260 г).
Жена пфальцграфа Зигфрида Геновева остаётся на попечении молодого управителя замка Голо, когда её муж уходит на войну с неверными. Голо скрывает свою любовь к Женевьеве в присутствии графа, но, оставшись с ней наедине, начинает преследовать её, склоняя к измене. Героиня непреклонна, ни при каких обстоятельствах она не может нарушить клятву, данную под венцом. Озлобленный и оскорблённый в своём чувстве, Голо клевещет на неё, обвиняя в запретной связи со смотрителем замка. Зигфрид, поверив навету, приказывает казнить жену: та даже не пытается оправдаться, считая, что испытания даны людям свыше. В темнице она производит на свет сына, и палачи, сжалившись над ней, оставляют её в лесу с младенцем на волю провидения.
Геновева в легенде, как и в трагедии Людвига Тика, - символ христианской мученицы, покорной своей судьбе, безропотно встречающей любые испытания. Её образ связан с "христианским пантеизмом" иенских романтиков, близких Тику в 90-е годы XVIII века. Пьеса Тика так и не увидела сцены, оставшись "драмой для чтения". История заинтересовала и Фридриха Геббеля, но в его пьесе переставлены акценты: главным персонажем становится не покорная мученица, а преступивший закон, бросивший вызов миропорядку Голо.