"Родина Аксакова во временах года. Взгляд живописца" откроет выставку
В 2011 году культурное сообщество России будет отмечать 220 лет со дня рождения великого русского писателя, литературного и театрального критика Сергея Тимофеевича Аксакова, которому принадлежат строки:
Весна, весна! ты прелесть года,
Но не в столичной тесноте.
Весна на Дёме, где природа
В первообразной чистоте
Гордится девственной красою!
(С.Т.Аксаков "Послание в деревню", 1830)
В этот юбилейный год АНО "ЦРМП "Медиа-Экспресс" совместно с художественной галереей "Амбассадор" и журналом "Millionaire.ru" при поддержке ГУ "Санкт-Петербургский Дом национальностей" и Союза Концертных деятелей РФ (Ленинградское областное отделение) реализуют арт-проект "Родина Аксакова во временах года. Взгляд живописца", в рамках которого 3 марта в галерее Амбассадор (СПб, пр. Римского-Корсакова - 5-7) состоится открытие выставки художника Рената Шамсутдинова.
Имя этого художника выбрано неслучайно.
Свою творческую жизнь автор посвятил изучению удивительной и уникальной башкирской природы, а именно тем местам, которые больше 200 лет назад вдохновили Аксакова на написание таких произведений, как "Детские годы Багрова-внука", "Семейная хроника", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и др. Сегодня эти произведения широко известны во всём мире и переведены на десятки языков.
Аксаков родился в городе Уфа (ранее – центр Оренбургской губернии, в настоящее время - столица Республики Башкортостан). "Вот родина моя! Дубовые леса, и злачные долины, и тучной жатвою покрытые поля". Эти строки воспевают красоту земли, которая сыграла колоссальную роль не только в творчестве, но и в судьбе писателя. На всю жизнь самыми яркими впечатлениями детства Сергея Аксакова остались речка Дёма и бескрайние просторы её берегов. Как точно заметил один из исследователей творческого наследия писателя, Башкирия была для Аксакова домом, через окна которого он увидел Отчизну. Именно поэтому на выставке "Родина Аксакова во временах года. Взгляд живописца" сделан акцент на серию дёмских пейзажей. "Дёма - река в Оренбургской губернии, около которой места живописные и самые привольные для житья… Величавая, полноводная Дёма, не широкая, не слишком быстрая, с какой-то необыкновенной красотою, тихо и плавно, наравне с берегами расстилалась передо мной", - так писал Аксаков.
Пленительная, очень разная, но всегда по-своему прекрасная в каждое время года - такой Дёма предстаёт в работах Шамсутдинова. Нетронутая веками природа доверяет художнику тайны ушедших столетий, позволяя перенести на свои полотна взгляд, мысли и чувства мальчика Сергея Аксакова, чьи произведения до сих пор читает весь мир.
С трогательным пиететом и прочувствованной, будто литературной подробностью художник в живописи отражает те места, которые Аксаков воспел словом.
"Родина Аксакова во временах года. Взгляд живописца" - проект, призванный показать взаимопроникновение и связь времен и творчества, проект, основную идею которого точно выражают знаменитые строки Леонардо да Винчи: "Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат".
Об авторе
Шамсутдинов Ренат Талгатович
Родился 12 марта 1952 г.
В 1981 г. закончил художественный факультет Уфимского Государственного института искусств (живописное отделение, мастерская Заслуженного художника РСФСР Р. Нурмухаметова).
Художник работает в жанре пейзажа, натюрморта, портрета в технике масляной живописи и акварели. Участник первой республиканской выставки "Акварельная весна" 1998 г. Работы находятся в собрании Башкирского Государственного Художественного Музея имени М.В.Нестерова, в частных собраниях России и за рубежом.
В настоящее время живёт и работает в Уфе.
Время проведения мероприятия - 3 марта 2011 г. 19-00
Место проведения мероприятия - галерея Амбассадор (СПб, пр. Римского-Корсакова – 5-7)
Выставка продлится до 1 мая 2011 г.
"Щелкунчик" в постановке Михаила Шемякина отмечает 10-летие
Балету "Щелкунчик" в постановке художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова исполняется 10 лет.
Балет Чайковского "Щелкунчик" живёт на мариинской сцене более ста лет. В разные эпохи он шёл в театре в разных редакциях. Первая постановка 1892 года, созданная Львом Ивановым по сценарному плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского, поражала роскошью и запомнилась современникам сказочной красотой Вальса снежных хлопьев. Постановку Фёдора Лопухова, поместившего своего "Щелкунчика" в модернистское сценическое пространство, вскоре сменила академическая версия Василия Вайнонена, сочинившего спектакль-сказку. На этом спектакле воспитаны все нынешние поколения артистов мариинского балета, знакомство которых с этой постановкой начиналось с первых классов балетной школы, и несколько поколений зрителей, у которых с этим спектаклем связаны первые театральные впечатления. Излишний налёт "детскости" первым снял с этого балета Валерий Гергиев, услышавший в партитуре Чайковского трагические ноты. Маэстро открыл купюры, привёл в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала по-иному, ломая стереотипы и вскрывая иные смыслы. Новизна музыкального прочтения Валерия Гергиева привлекла Михаила Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку из всех, бытовавших на сцене Мариинского театра, и приблизившую балет к его литературному первоистоку - к миру гофмановских фантазий.
Художник Михаил Шемякин рассказывает о рождении спектакля: "Мне выпала большая честь соприкоснуться в моей творческой судьбе с Мариинским театром и воплотить на его исторической сцене свои художественные замыслы. В 1999-м году Валерием Гергиевым передо мной была поставлена сложнейшая и ответственная задача - это создание совершенно новой и необычной версии балета "Щелкунчик" для того, чтобы вывести его из "разряда" детского и сугубо новогоднего представления. Создав лучшее дирижёрское решение музыкальной партитуры Чайковского и раскрыв необычайную глубину и трагичность, заключённую в сюжет детской сказки, Гергиев, естественно, захотел воссоздания духа мистической и бурлескной Гофманианы, столь необходимой для этого музыкального шедевра".
Премьера спектакля в хореографии Кирилла Симонова и в декорациях, костюмах и постановке Михаила Шемякина состоялась 12 февраля 2001 года при участии Натальи Сологуб в партии Маши, Андриана Фадеева в партии Щелкунчика-принца и приглашённого на проект Антона Адасинского в роли Дроссельмейера.
За десятилетие "Щелкунчик" побывал на гастролях в Германии, Франции, США, Велкобритании. Влиятельные европейские и американские газеты писали о нём:
""Щелкунчик" - потрясающий балет, очень сильное новое прочтение. Гигантские декорации, разноцветные великолепные костюмы как бы плетут тонкую связующую нить с работой художников Ballets russes: Рерихом, Бенуа, Бакстом, обновляя, с нескрываемой жестокостью и с большим умом, эту рождественскую сказку, ставшую со временем слишком сладенькой… Очень молодой хореограф Кирилл Симонов, балетный танцовщик, не оробел перед размахом старшего товарища. Он занял всё пространство с лёгкостью профессионала. Они оба наслаждаются. Шемякин и Симонов хорошо знают, что они больше не завлекают детей, которых очень много в зале, сахарным сиропом". ("Монд", 2002).
"Что может делать настоящий художник с костюмами и декорациями!.. Михаил Шемякин не только создал для спектакля фантастически-гротескные декорации, но и переписал либретто. Надо отдать ему должное - художнику удалось вдохнуть в достаточно затёртый сюжет озорство и язвительный юмор" ("Вашингтон пост", 2003)
Постановка до сих пор пользуется неослабевающей популярностью у публики.
Десять лет спустя на юбилейный спектакль приехали почти все, кто причастен к его созданию. В главных партиях выступят: Маша - Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц - Александр Сергеев, Дроссельмейер - Антон Адасинский. В зале будут и Михаил Шемякин, и Кирилл Симонов.