Ирина Матаева исполнит в СПб Филармонии сочинения венских классиков
30 января 2011 года, в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучат сочинения других великих венских классиков Шуберта и Веберна.
Академический Симфонический Оркестр Филармонии под управлением Александра ДМИТРИЕВА исполнит Вторую и Четвёртую симфонии ШУБЕРТА, а также его песни. ВЕБЕРН будет представлен одним из самых известных произведений - вокальным циклом Четыре песни сопрано с оркестром ор.13. Солистка - Ирина МАТАЕВА.
Ирина МАТАЕВА окончила Петербургскую консерваторию в 1999 году. С 1998 года - солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. С 2007 года - солистка Мариинского театра. Лауреат VI Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2000), Всероссийского конкурса оперных певцов им. Ю.А. Гуляева (Тюмень, 1997), высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" за партию Енуфы в спектакле "Енуфа" (номинация "За лучшую женскую роль в музыкальном театре, 2007), лауреат приза зрительских симпатий общества "Театрал" за партию Татьяны в спектакле "Евгений Онегин" (Санкт-Петербург, 2003).
Среди партий, исполняемых в Мариинском театре: Половецкая девушка ("Князь Игорь"), Ксения ("Борис Годунов"), Татьяна ("Евгений Онегин"), Ольга Токмакова ("Псковитянка"), Иоланта ("Иоланта"), Земфира ("Алеко"), Софья ("Семен Котко"), Луиза ("Обручение в монастыре"), Наташа Ростова ("Война и мир"), Герда ("История Кая и Герды"), Дездемона ("Отелло"), Серпина ("Служанка-госпожа"), Лиза ("Сомнамбула"), Мими ("Богема"), Лауретта ("Джанни Скикки"), Амур ("Орфей и Эвридика", концертное исполнение), Микаэла ("Кармен"), Концепция ("Испанский час"), Барбарина, Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Деспина ("Так поступают все"), Илия ("Идоменей, царь Критский"), Волшебная дева Клингзора ("Парсифаль"), Енуфа ("Енуфа").
Также репертуар певицы включает сопрановые партии в Реквиеме Моцарта и симфониях №4 и №7 Малера.
Ирина Матаева гастролировала в составе труппы Мариинского театра в Финляндии, Китае, Великобритании (Королевский оперный театр Ковент-Гарден), Германии, Италии (Ла Скала), США (Метрополитен-опера) и Австрии. Исполнила партию Прилепы ("Пиковая дама") в Лос-Анджелесе, партии Микаэлы ("Кармен") и Прилепы ("Пиковая дама") в Вашингтонской опере (дирижёр - Пласидо Доминго). В 2003 году дебютировала на сцене театра Метрополитен-опера, исполнив партию Татьяны ("Евгений Онегин"), в 2007 году исполнила на сцене Метрополитен-опера партию Наташи Ростовой ("Война и мир"), а в 2010 - на сцене Кеннеди-центра в Вашингтоне.
На сцене Оперного театра Марселя в 2005 году исполнила партию Ванины в опере Томази "Сампьеро Корсо". На сцене концертного зала Бунка-Кайкан в Токио под управлением Сейджи Озавы в 2008 году исполнила партию Татьяны ("Евгений Онегин"). В 2009 году исполнила эту же партию в Мюнхенской государственной опере, а в 2010 году - на сцене варшавского Театра Виелки. Выступала в Лондоне, Милане, Бордо, Брюгге, Сан-Франциско, Буэнос-Айресе (Театро Колон), давала сольные концерты в Лондоне, Баден-Бадене и Милане.
В Петербурге прошла творческая встреча с французскими солистами
С 14 по 24 декабря 2010 года в северной столице проходит ХI Международный Зимний фестиваль "Площадь искусств". Году Франции в России посвящается. Художественный руководитель - Юрий Темирканов.
18 декабря в кафе "Шоколад" (информационно-кассовый центр филармонии) состоялась творческая встреча с исполнителями оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда": дирижёром Александром Дмитриевым и французскими солистами Карен ВУРШ, Дени КОМБ-ШАСТЕЛЬ и Франсуа Ле РУ.
В понедельник, 20 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии в концертном исполнении прозвучала единственная опера французского композитора Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда". В принимают участие: Карен ВУРШ (сопрано, Франция), Дени КОМБ-ШАСТЕЛЬ (баритон, Франция), Франсуа Ле РУ (баритон, Франция), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Николай КАМЕНСКИЙ (бас), Владимир ЦЕЛЕБРОВСКИЙ (бас). Академическим Симфоническим Оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ.
В нашей современной музыке "Пеллеас и Мелизанда" - один из полюсов нашего искусства; "Кармен" - его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. "Пеллеас" - потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух. Ромен Роллан (1907)
Дату премьеры "Пеллеаса и Мелизанды" - 30 апреля 1902 - спустя годы назовут "днём рождения современной музыки". Тогда же в зале парижской "Опера Комик" царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая - очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой "претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего" он противопоставил лаконизм, недоговорённость, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей зачастую к посредственным вкусам, - одухотворённость тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка.
В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма - знаменитом Theatre de l Cuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашёл сюжет, которого давно жаждал. "12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни", - признаётся он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову - порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что "композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нём не запела музыка Дебюсси".