Единственная опера Дебюсси прозвучит на "Площади искусств"
20 декабря 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в рамках XI Международного Зимнего фестиваля "Площадь искусств", в концертном исполнении прозвучит единственная опера французского композитора Клода ДЕБЮССИ "Пеллеас и Мелизанда".
В концерте принимают участие: Карен ВУРШ (сопрано, Франция), Марк БУШЕ (тенор, Франция), Франсуа Ле РУ (баритон, Франция), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Николай КАМЕНСКИЙ (бас, Владимир ЦЕЛЕЬРОВСКИЙ (бас).
Академическим Симфоническим Оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ.
В нашей современной музыке "Пеллеас и Мелизанда" - один из полюсов нашего искусства; "Кармен" - его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. "Пеллеас" - потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух.
Ромен Роллан (1907)
Дату премьеры "Пеллеаса и Мелизанды" - 30 апреля 1902 - спустя годы назовут "днём рождения современной музыки". Тогда же в зале парижской "Опера Комик" царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая - очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой "претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего" он противопоставил лаконизм, недоговорённость, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей зачастую к посредственным вкусам, - одухотворённость тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка.
В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма - знаменитом Theatre de l Cuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашёл сюжет, которого давно жаждал. "12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни", - признаётся он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову - порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что "композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нём не запела музыка Дебюсси".
Опера Филиппа Фенеллона "Вишнёвый сад" прозвучит на "Площади искусств"
22 декабря 2010 года, в среду в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в рамках XI Международного Зимнего фестиваля "Площадь искусств" впервые в Петербурге прозвучит опера французского композитора Филиппа ФЕНЕЛЛОНА "Вишнёвый сад" (в концертном исполнении). В ней примут участие Симфонический оркестр, Хор и солисты Большого театра России. Дирижёр - итальянский маэстро Тито ЧЕККЕРИНИ.
Филипп ФЕНЕЛЛОН (1952 г.р.) в 17 лет впервые посетил Байройтский фестиваль, и под впечатлением от Свадебки Стравинского под управлением Пьера Булеза, решил стать композитором. Он окончил Парижскую Национальную Консерваторию (класс Оливье Мессиана), в 1977 получил премию в области композиции. Обладатель Премии Штокхаузена, Бергамо (1980), стипендиат Casa Velasquez (Испания, 1981-83), Премии Георга Вильденштайна (1983), приза Эрве Дюгардин - SACEM (1984), стипендиат Берлинской программы искусств (1988), стипендиат парижского Фонда Бомарше (1990), Виллы Медичи (Италия, 1991), лауреат национальной французской премии Новый талант в области музыкальной драмы (1992). В 2004 получил музыкальную премию SACD, в 2007 - Гран-при SACEM в области симфонической музыки. Кавалер национального ордена "За заслуги" и ордена Почётного легиона. Автор более ста сочинений в различных музыкальных жанрах. Предпочитает сочинять для голоса соло или в сопровождении инструментов. В числе наиболее известных его работ - оперы - Мнимый рыцарь (Le Chevalier imaginaire) по Сервантесу и Кафке, Короли (Les Rois) по Кортасару, Саламбо по Флоберу; концерты для фортепиано с оркестром, вокальные циклы (Восемнадцать мадригалов на текст Элегий Рильке), балеты. Сочинения Фенелона исполняют известные музыканты в программах Венецианской биеннале, Фестиваля новой музыки в Берлине, Осеннего фестиваля в Париже, на сценах Парижской Национальной Оперы, Зальцбургского Моцартеума, Нью-Йоркского Музея Гуггенхайма, в Токио, Мадриде, Варшаве, Амстердаме, Будапеште, Лиссабоне и др. Автор книг Arriere-pensees (Musica Falsa, 1998) и Histoires d operas chez Actes sud (2007).