В Консерватории состоится концерт "Волшебство скрипки"
28 октября 2010 года, в четверг в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт "Волшебство скрипки" (Совместный проект Московской консерватории и ГЦММК имени М.И. Глинки). Звучат инструменты скрипичных мастеров Амирана ОГАНЕЗОВА (к 75-летию) и Михаила АЗОЯНА (к 50-летию).
Исполнители: Ирина БОЧКОВА, Владимир ИВАНОВ (скрипка), Игорь ГАВРЫШ (виолончель), Граф МУРЖА (скрипка), Михаил БЕРЕЗНИЦКИЙ (альт), Алёна ЧВЕРТОК (скрипка), Мария АМБАРЦУМЯН (скрипка).
Скрипичный мастер - профессия уникальная, сродни ювелиру. Изготовление скрипки - всегда таинство, и каждый инструмент подобен человеку со своим характером, голосом, статью. Говорят, что струнные инструменты прославленных мастеров Амирана Оганезова и Михаила Азояна, работающих в ГЦММК имени Глинки, вполне способны конкурировать с самыми выдающимися образцами старых итальянских мастеров. Шанс убедиться в этом выпадет тем, кто придёт на гала-концерт в Малом зале Консерватории. Известные российские инструменталисты, концертирующие исполнители и педагоги Московской консерватории продемонстрируют звуковые и технические качества скрипок, альтов, виолончели этих мастеров.
Скрипичное дефиле пройдёт в рамках совместного проекта Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Московской консерватории имени П.И. Чайковского.
Амиран ОГАНЕЗОВ - заслуженный работник культуры России, академик Международной академии информатизации при ООН, член жюри международных конкурсов (в том числе Международного конкурса скрипичных мастеров в рамках конкурса имени П.И. Чайковского), мастер-эксперт музыкальных инструментов в ГЦММК имени М.И. Глинки.
Михаил АЗОЯН в 1984 году окончил Ростовскую государственную консерваторию по классу альта. Играл в Ростовском государственном симфоническом оркестре, концертировал в качестве солиста Ростовской государственной филармонии, преподавал в консерватории. В 1993 году изготовил первый смычок - альтовый, затем последовали другие работы.
В 1998 году Михаил Азоян стал дипломантом IV Международного конкурса скрипичных мастеров, регулярно проводимого в рамках Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Его скрипичный смычок был удостоен диплома "За лучшие игровые качества". А в 2007 г. Михаил Азоян стал уже победителем этого конкурса. За эти годы мастер сделал и множество великолепных струнных инструментов (всего около 200). В настоящее время работает мастером-экспертом в ГЦММК имени М.И. Глинки.
СПб Филармония представит концерт абонемента "Каноны и апокрифы"
4 ноября 2010 года, в четверг в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится второй концерт абонемента "Каноны и апокрифы".
Исполнители: Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии. Дирижёр - Александр ТИТОВ.
Солисты: Наталия МИРОНОВА, Александра РЕПИНА, Олеся ПЕТРОВА, Борис СТЕПАНОВ и Борис ПИНХАСОВИЧ. Концерт проводится в рамках Года Франции в России при поддержке Французского Института в Петербурге.
В программе:
- ОБУХОВ - "Третий и последний завет" для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра. Первое исполнение в России.
- СКРЯБИН - Симфония №3 "Божественная поэма"
В начале XX века произошёл очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую "высшую цель" искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего.
"Божественная поэма", Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстаёт знаменитая скрябинская формула "томление-полёт-экстаз". Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает "эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной".
Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом. Действительно, точками отсчёта для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Вл.Соловьёва, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана. Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям.
Примерно около 1915 года, Обухов изобрёл свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты - Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).