Первый концерт "с сюжетом" будет посвящён ницшеанству в музыке
10 октября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, первый концерт из нового цикла "Концерты с сюжетом" даст достаточно пищи для сердца и ума чутких слушателей, ибо тема его - Ницше и ницшеанство в музыке - является пробным камнем интеллектуальных баталий на протяжении последнего столетия.
Если симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса стала своего рода классическим шлягером благодаря начальному мотиву, многократно растиражированному в заставках телепередач, то "Месса Жизни" Фредерика Дилиуса, что прозвучит вслед за Штраусом, практически неизвестна петербургскому слушателю; в северной столице она будет исполнена впервые.
Английский композитор, Ф. Дилиус творил на рубеже XIX и XX веков. Его жизнь была полна причудливых поворотов: он жил в Америке, изучал негритянский фольклор; много лет творчески был связан с Норвегией и Данией, дружил Э.Григом, Б.Бернсоном, Г.Ибсеном. Перебравшись во Францию, Дилиус попадает под влияние импрессионизма. В то же время Фредерик Дилиус был, возможно, самым преданным из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше.
"Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нём как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природ". Эти слова Дилиуса из письма к Ф.Хезелтайну от 27 июля 1912 г. могут служить ключом к "Мессе Жизни". Текст мессы, написанной для солистов, хора и оркестра, был составлен другом композитора, дирижёром Фрицем Кассирером (при непосредственном участии самого Дилиуса) из избранных фрагментов "Заратустры".
Первое знакомство с творчеством Ницше было для Дилиуса настоящим откровением. Это произошло в конце 1880-х годов, во время его поездки в Норвегию. Дилиус прочёл "Заратустру" на одном дыхании, будучи не в силах оторваться от книги. Через два года, в 1898 г., Дилиус написал пять песен на стихи Ницше из "Весёлой науки" и положил на музыку "Ночную песнь Заратустры". Это одноимённое произведение для солирующего баритона с оркестром позже стало частью "Мессы жизни" (1904-1905) - одного из самых значительных произведений композитора.
Программа из произведений Р.Штрауса и Ф.Дилиуса, объединённая сюжетом "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше, прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и хора Смольного собора под управлением Александрв ТИТОВА. Солист - Игорь ГОЛОВАТЕНКО. О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ, один из самых известных российских литераторов и эссеистов, лауреат премии Вяземского, действительный член Академии русской словесности, член жюри многих литературных премий.
Мицуко Шираи и Хартмут Хёлль откроют фестиваль "Северные цветы"
17 октября 2010 года, в пятницу в 16.00 в Михайловском (Инженерном) замке (Садовая ул., 2) состоится первый концерт XI Международного музыкального фестиваля "Северные цветы".
В программе под названием "Загадка Миньоны" прозвучит вокальная лирика Рихарда Штрауса, Гуго Вольфа и Иоганнеса Брамса в исполнении легендарных исполнителей немецкой песни - меццо-сопрано Мицуко ШИРАИ и пианиста Хартмута ХЕЛЯ.
Несмотря на плотный гастрольный график, выдающиеся артисты смогли найти время, чтобы посетить Петербург и принять участие в фестивале, гостями которого они уже были не раз.
Для всех истинных петербургских меломанов этот концерт станет встречей с настоящими немецкими Lied в исполнении пианиста Хармута Хеля и певицы Мицуко Шираи. Каждое выступление этого удивительного дуэта приносит истинную радость любителям камерной музыки. Более 30 лет они выступают в концертных залах мира, неустанно пропагандируя вокальные сочинения Моцарта и Бетховена, Шуберта и Вольфа, Шумана и Брамса, Рихарда Штрауса и Малера. Они воспитывают учеников в лучших музыкальных академиях мира, записывают компакт-диски, многие из которых признаны эталонными в искусстве Lied. Их записи для фирмы Capriccio неоднократно награждались премиями и считаются важнейшими современными записями в этом жанре. Среди множества наград дуэта Хёлль-Шираи серия Carte blanche в Аудиториуме Лувра в Париже (1993) и Международная Премия ABC (1997).
Ведущая немецкая певица японского происхождения Мицуко Шираи давно признана богиней камерного вокального исполнительства. Комплект из десяти её компакт-дисков, каждый из которых посвящён одному автору, произвёл истинный фурор.
Хартмут ХЁЛЛЬ востребован как наиболее авторитетный ансамблист и аккомпаниатор. Сфокусировавшись на сотрудничестве лишь с несколькими избранными партнёрами, наделёнными непререкаемым талантом, Хёлль намеренно культивировал редчайшее постоянство и долголетие в концертном сотрудничестве. С 1982 по 1990 он являлся постоянным концертмейстером величайшего певца Дитриха Фишер-Дискау. Песенные вечера на Зальцбургских торжествах, на фестивале в Эдинбурге, Флоренции, Мюнхене и Берлине, в Нью-Йоркском Карнеги-Холл стали результатом сотрудничества знаменитого дуэта. С 2001 г. Хёлль сотрудничает с известной американской сопрано Рене Флеминг, гастролируя по Европе, Азии и США. Помимо Мицуко Шираи его музыкальными партнёрами были и остаются - Урсула Кригер, Йохен Ковальски, Рене Папе, Кристоф Прегардиен, Герман Прей, Ядвига Рапе, Петер Шрайер, Роман Трекель. На счету Хёлля несколько сотен выступлений и более 70 записей, многие из которых отмечены международными премиями.