Долгожданный концерт знаменитого Монтеверди-хора состоится в ноябре
14 ноября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится долгожданный концерт знаменитого Монтеверди-хора, отменившегося в прошлом сезоне из-за извержения исландского вулкана.
В сопровождении Оркестра Государственного Эрмитажа немецкие артисты под управлением Готхарда ШТИРА исполнят Реквием Моцарта, а также мотеты для хора a capella Монтеверди, Менжельсона, Брамса, Брукнера и Регера. Концерт проводится при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете в Санкт-Петербурге.
МОНТЕВЕРДИ-ХОР - один из самых известных хоровых коллективов Германии. Основанный в 1955 году как хор Итальянского культурного института в Гамбурге, с момента назначения его основателя Юргена Юргенса музыкальным руководителем Гамбургского Университета, в 1961 году коллектив стал частью его музыкального отделения. Широкий репертуар Монтеверди-хора включает в себя старинную, романтическую и современную музыку. Записи, выпущенные этим коллективом и посвящённые старинной музыке, получили престижные награды, кроме этого, хор - лауреат многих международных конкурсов. Монтеверди-хор побывал на гастролях в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, в Китае, Австралии, США и Латинской Америке. В августе 1994 года известный лейпцигский певец и дирижёр Готхарт Штир стал новым художественным руководителем коллектива, с которым он уже выступал в качестве приглашённого дирижёра в Санкт-Петербурге на Пасхальном фестивале в мае 1994 года, а также в церкви Св.Михаила в Гамбурге (Гендель, "Мессия"). Работа Готхарта Штира продолжает традиции Монтеверди-хора, как коллектива, выступающего преимущественно a capella, но маэстро расширил его репертуар рядом сочинений ораториального жанра.
Хор сотрудничал с такими известными коллективами как: Среднегерманский камерный оркестр, Новая Баховская Музыкальная коллегия (Лейпциг), Гевандхаус-оркестр (Лейпциг) и Гамбургский барочный оркестр. Среди ярких совместных работ Готхарта Штира с хором: успешное концертное турне в Израиле (Иерусалим, 1996) с симфонией-кантатой Мендельсона "Хвалебная песнь" и программой a capella; первое исполнение в Израиле оратории Мендельсона "Павел" на Литургическом фестивале в Иерусалиме и на Фестивале духовной музыки в Назарете (1998), "Тюремных песен" Луиджи Даллапикколы на Генделевском фестивале (1999), концертные турне по центральной Америке (1999, 2001), гастроли по Германии: Верди - четыре духовных сочинения, Россини - Stabat Mater (2001), выступление на фестивале Tuba Mirum в Эрмитаже в Санкт-Петербурге: Мендельсон "Илия" и Пендерецкий "Семь врат Иерусалима" и произведения a capella (2001); выступление на фестивале Генделя в Гёттингеме (2002), два исполнения "Missa solemnis" Бетховена на фестивале "Музыкальное лето Мекленбург-Передняя Померания" (2002), турне по городам Китая и Германии (2003), по государствам балтийского региона (2004), выступления на 79-ом Баховском фестивале в Гамбурге и на фестивале Мендельсона в Лейпциге совместно с Геванд-оркестром (2004).
Петербуржцам представят проект из серии "Сделано в Перми"
20 ноября 2010 года, в среду в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича петербуржцы смогут познакомиться с одним из ярчайших музыкальных проектов из серии "Сделано в Перми" - этномифологической сюитой Владимира Мартынова "Дети выдры".
В исполнении сюиты участвуют камерный оркестр Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко, пермский академический хор "Млада" и всемирно известная тувинская группа "Хуун-Хуур-Ту" и Владимир Мартынов (фортепиано). Впервые проект, рождённый и представленный в Перми в 2009 году в рамках событий, связанных с "Пермской культурной инициативой", приедет в Санкт-Петербург.
Сюита "Дети Выдры" создана Владимиром Мартыновым на основе двух "сверхповестей" Велимира Хлебникова: "Дети Выдры" и "Зангези". "Сверхповесть" - термин Хлебникова, введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании на первый взгляд не сочетающихся друг с другом текстов. Эта философия оказалась очень близка известному российскому композитору В. Мартынову, который не раз высказывался о необходимости ухода от академизма и возвращения к прамузыкальным корням, которые можно найти в этнической и world музыке. Сочетание архаичного горлового пения и древних техник тувинской инструментальной музыки с авторским сочинением Мартынова и современными методиками работы с музыкальным материалом и дали то уникальное звучание, которое имеет сюита "Дети Выдры".
Выдра - архаический животный тотем - в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству Выдры перед верховным божеством. Обращение к символу Выдры как к праматери человечества, к водному, женскому божеству, отвечающему за творчество и формирование мира, объединило философию Хлебникова и Мартынова.
Квартет "Хуун-Хуур-Ту", владеющий секретами горлового пения и техниками игры на традиционных тувинских музыкальных инструментах, чья музыка так же мощна, как и мифологические образы сказаний о Выдре, стал одним из ключевых участников проекта.
Ансамбль Opus Posth., который на сегодня очевидно лучший в исполнении музыки авангарда и минимализма, дополнил инструментальную палитру проекта. Их выступления с произведениями Ксенакиса, Фэлдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойдёнными образцами понимания сути современной музыки.
Пермский хор "Млада" стал завершающей общее полотно краской, которая собрала всю композицию. Он помог реализовать идею "сверхповести" и воссоздать полноту "материкового" сознания (в его азиатской тувинской, медианной хоровой и оркестровой европейской частях).
Этой осенью "Дети Выдры" посетили Киев, фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFest, где были тепло приняты и оценены как знатоками, так и широкой фестивальной аудиторией.