Московская Филармония отпразднует 100-летний юбилей чтецкого искусства
17 октября 2010 года, в воскресенье в 19.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского в рамках абонемента №53 ("Звучащее слово"), состоится гала-концерт с участием мастеров художественного слова, посвящённый 100-летнему юбилею чтецкого искусства.
На сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского выступят корифеи слова: Сергей Юрский, Василий Лановой, Александр Филиппенко, Борис Плотников, Антонина Кузнецова, Рафаэль Клейнер, Юрий Дубов и Павел Любимцев.
История уникального жанра началась в 1910 году, когда известный драматический артист Александр Закушняк впервые вышел на сцену небольшого концертного зала в Одессе с "Вечером интимного чтения", - именно так назвал главное дело своей жизни "Колумб нового искусства". Успех, который принесли А.Я. Закушняку его литературные вечера, превзошёл все ожидания. "Я первым сделал своей профессией литературу на эстраде. До меня никто не давал 90 концертов в сезон", - так записал Александр Яковлевич в дневнике.
Искусство художественного слова получило дальнейшее развитие в 20-е и 30-е годы, когда с благословения А.В. Луначарского первые чтецы-мастера включились в реализацию всесоюзной программы по ликвидации безграмотности. Среди основоположников (помимо А.Я. Закушняка) следует отметить В.Н. Яхонтова, Д.Н. Журавлёва, А.И. Шварца, С.А. Кочаряна, Э.И. Каминку. И, конечно, знаменитых театральных актёров того времени: В.И. Качалова, А.А. Остужева, И.В. Ильинского, Дм.Н. Орлова, М.И. Бабанову.
Дмитрий Николаевич Журавлёв писал: "Артист-чтец словно берёт своего слушателя за руку и ведёт его по литературному произведению, открывая всё новые и новые красоты…" Сказано абсолютно верно. Настоящий мастер звучащего слова способен воплотить прозаический или стихотворный текст с такой глубиной и эмоциональной силой, с такими интересными нюансами и подробностями, каких не извлечёт человек, просто читающий книгу.
Шедевры чтецкого искусства позволяют по-новому воспринять знакомый с детства классический текст, способствуют тому, чтобы великие литературные произведения наполнились особенным смыслом и эмоциями, глубоко личными для каждого слушателя. Мастера художественного слова помогают открыть нечто особенное о великих писателях. Не случайно мы говорим: "Чехов Журавлёва", "Гоголь Ильинского", "Пушкин Смоленского", "Шукшин Юрского". Литературные абонементы Московской филармонии способны сыграть большую роль в формировании и развитии художественного вкуса слушателей, - юных и зрелых, неискушённых и высоко образованных.
Мы посвящаем этот сезон главному юбилею особого искусства, способного и сегодня раскрыть перед слушателями неведомые доныне глубины классической и современной литературы.
Французский органист Франсуа-Анри Убар даст концерт в Москве
24 октября 2010 года, в воскресенье в 19.00 в Концертном зале имени П.И.Чайковского, в рамках абонемента №47 "Органисты Парижских соборов" и в рамках Года России-Франции выступит Франсуа-Анри УБАР (орган, Франция).
В программе:
- А.РЕЗОН - Офферторий на тему "Да здравствует Король парижан"
- Ф.РОБЕРДЕ - Фуга до мажор
- Д.БУКСТЕХУДЕ - Прелюдия и фуга ми минор
- И.А.РЕЙНКЕН - Фуга соль минор
- И.С.БАХ - Прелюдия и фуга соль минор
- В.А.МОЦАРТ - Анданте фа минор
- С.ФРАНК - Хорал №3 ля минор
- Ш.-М.ВИДОР - Аллегро и Токката из Симфонии №5
В музыкальной жизни Парижа церковь Мадлен (Святой Марии Магдалены) играет важную роль. Это один из самых многострадальных памятников архитектуры французской столицы: первый камень в её основание заложил ещё Людовик XV, позднее Мадлен приглянулась Наполеону, мечтавшему о прославлении с её помощью собственных побед - так появился греческий портик и фреска с изображением императора внутри. После поражения Наполеона огромная церковь едва не стала железнодорожным вокзалом, но к счастью была восстановлена в своих правах. Сегодня она славится своими органными концертами. Орган этого храма, работы мастера Аристида Кавайе-Колля, принадлежит к числу исторических памятников Парижа как один из первых французских романтических органов. В качестве штатных органистов здесь работали композиторы Камиль Сен-Санс (1858) и Габриэль Форе (1896), сочинивший для церкви Мадлен свой знаменитый Реквием. Здесь же в своё время выступали Шарль-Мари Видор и Надя Буланже.
Сегодня пост штатного органиста Мадлен занимает Франсуа-Анри Убар (р.1952) . Уроженец Орлеана, он обучался органу и импровизации у Пьера Кошро, Мишеля Шапюи и Сюзанны Шезмартэн. В 1978 году за искусство импровизации на органе музыкант был удостоен Лионской Международной премии. В следующем году Ф.-А.Убар был приглашён на должность штатного органиста в Церкви Мадлен в Париже. С 1980 по 2000 году органист преподавал в Орлеанской Национальной школе музыки, а затем был назначен профессором в Национальной консерватории в Рюэй-Мальмезоне.
Франсуа-Анри Убар является членом Органной комиссии при Министерстве образования Франции, членом Городского совета Парижа, а также членом оргкомитета Международного органного конкурса "Гран-при Шартра" и регулярно приглашается в жюри крупнейших музыкальных конкурсов во Франции и за её пределами.
Музыкант гастролировал по всей Европе, давал концерты в США, Канаде и Японии. С 1979 года он регулярно выступает в ансамбле с трубачом Бернаром Сустро. Ф.-А.Убар также принимал участие во многих теле- и радиопроектах Французского Радио. Имея репутацию великолепного интерпретатора современного и романтического репертуара, Убар прославился своими мастерскими импровизациями. Многие записи органиста были удостоены престижных национальных и международных премий, в том числе премии Президента Французской Республики и номинации "компакт-диск года" в рейтинге "Нью-Йорк таймс". Ему принадлежит историческое исследование о большом органе Орлеанского собора. Ф.-А.Убар является кавалером Ордена искусств и литературы и обладателем большой золотой медали города Парижа.