СПб Филармония подарит концерты детям
20 и 21 февраля в 15.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича состоятся концерты для детей и их родителей.
20 февраля петербургский музыковед Наталия Энтелис расскажет самым маленьким слушателям русские народные сказки. А Санкт-Петербургский Государственный академический симфонический оркестр под управлением Станислава КОЧАНОВСКОГО исполнит "Байку про Лису, Петуха, Кота да Барана" СТРАВИНСКОГО, "Бабу Ягу" ДАРГОМЫЖСКОГО и "Зачарованное царство" ЧЕРЕПНИНА.
"Байка про Лису" Стравинского принадлежит к этапу в жизни композитора, когда в годы 1-й мировой войны он вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для Стравинского роль русского фольклорного начала, но трактовал он это уже по-новому. Одно из наиболее ярких сочинений, завершившее "русский период" творчества композитора, - пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская). Музыка к спектаклю создавалась с расчётом на синтетическое представление, включающее хореографическое действие как один из компонентов спектакля. "Байка про Лису...", выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены.
В течение долгих лет имя А.Н. Даргомыжского связывалось исключительно с операми "Русалка" (1856) и "Каменный гость" (1966). В них Даргомыжский обрёл свой новаторский стиль: мелодические речитативы и опора на жанр бытовой психологической драмы. Между созданием опер в творчестве Даргомыжского появились симфонические пьесы, и среди них, зажигательная фантазия "Баба-яга" (1862), имеющая второе название "С Волги на Ригу".
Имя Н.Н.Черепнина не так широко известно любителям музыки, однако этот композитор был интереснейшей, типичной фигурой своего времени. Потомок старинного дворянского рода, Черепнин окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, а в 1898 Петербургскую консерваторию по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова. Благодаря семейным связям (через свою жену - М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошёл в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, - будущий "Мир искусства", став в нём "экспертом" по музыкальной части. Его балет "Павильон Армиды", поставленный совместно с Бенуа и М.М.Фокиным в Мариинском театре, 1907, стал культовым спектаклем своего времени. По своему "музыкальному происхождению" Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова, учитель С.С.Прокофьева); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, - в таких, например, сочинениях, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок - Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), Кроме того, он - один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в его редакции неоконченной оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (Монте-Карло, 1922). Умер в эмиграции, в Париже в 1925 году.
21 февраля дневной концерт будет посвящён "Разным историям для детей и их родителей".
В программе "Лавка чудес", названной так же, как балет РЕСПИГИ, сюита из которой будет исполнена в первом отделении концерта, так же прозвучат фрагменты их оперы ПРОКОФЕВА "Любовь к трём апельсинам". Заслуженным коллективом России дирижирует Максим АЛЕКСЕЕВ, истории рассказывает Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ.
Балет "Лавка чудес" был написан итальянским композитором Отторино Респиги на основе музыки фортепианных пьес Дж.Россини по заказу Дягилева и поставлён Леонидом Мясиным труппой Русского балета в Лондоне в 1919 году. По сюжету спектакля куклы и их Хозяин безудержно радуются, что надули толстосумов-покупателей, которые выложили солидные суммы за чудесно танцующие игрушки, а получили - пустые коробки...
Тем же, 1919 годом датируется и первая комическая опера Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам". Её замысел связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок. Название балета заимствовано из сказки КарлоГоцци, кроме того Вс. Мейерхольд в 50-е годы издавал журнал "Любовь к трём апельсинам". В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьёв опубликовали вольную сценическую обработку сказки Гоцци. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый - сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй - подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец - Чудаки, комментирующие развитие интриги.