Петербургская филармония готовит концерт к 200-летию Мендельсона
17 мая 2009 года, в воскресенье концерт Академического Симфонического Оркестра петербургской филармонии посвящается 200-летнему юбилею Ф.Мендельсона.
Под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА оркестр исполнит фрагменты из музыки к комедии У.Шекспира "Сон в летнюю ночь", Симфонию №3 "Шотландскую" и Концерт для скрипки с оркестром. Солистка - Екатерина ФРОЛОВА.
К статусу "бессмертных", постоянно звучащих на концертных площадках произведений относятся Скрипичный концерт и "Свадебный марш" из музыки к "Сну в летнюю ночь" Феликса Мендельсона, двухсотлетие со дня рождения которого исполняется в 2009 году.
СПРАВКА
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН
Феликс Мендельсон прожил неполных 40 лет, но зрелым композитором проявил себя уже в 17, создав в июле 1826 года в течение месяца первую в истории музыки программную концертную увертюру "Сон в летнюю ночь". А в 1843 году, уже прославленный композитор и дирижёр, занимающий пост руководителя симфонических концертов королевской капеллы и хора Домского собора в Берлине, написал музыку для постановки комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь", приуроченной ко дню рождения прусского короля Фридриха-Вильгельма IV. Пьеса была показана в театральном зале нового дворца в Потсдаме, а затем - в Шаушпильхаузе в Берлине. Успех был огромным, и благодаря именно Мендельсону. Никогда ещё музыка не способствовала в такой степени популяризации Шекспира, о чём высокопоставленный, но отнюдь не высокоумный заказчик-король во время ужина после премьеры, на который был приглашён композитор, высказался так: "Жаль, что ваша прелестная музыка даром растрачена на такую глупую пьесу". Кстати, музыка к "Сну в летнюю ночь" пользовалась успехом и на родине Шекспира; в последний раз Мендельсон дирижировал ею в Лондоне за полгода до смерти.
Замысел Третьей "Шотландской" симфонии возник у Мендельсона в 30-е годы, во время странствий композитора по Шотландии. Мендельсон посещает развалины замка Холируд, где некогда обитала шотландская королева Мария Стюарт, чья трагическая судьба получила романтизированное претворение в народных легендах и многих произведениях искусства. Однако от первых набросков до завершения произведения пролёг путь длиною в 12 лет: "Шотландская симфония" была завершена лишь в 1842-м. Её первое исполнение состоялось 20 января 1842 года в Лейпциге, Гевандхауз-оркестром дирижировал автор. На "Шотландской" лежит печать суровости и меланхолии. Так Мендельсон воспринял северную природу страны, её мрачные исторические предания и своеобразный бытовой колорит. От других симфоний композитора она также отличается более субъективным, лирическим настроением и более широким и контрастным кругом образов. Именно в этом мендельсоновском творении, как и в хронологически близком ему Скрипичном концерте (1844), проявляются черты драматизма, не свойственные ранее композитору.
В истории мировой скрипичной литературы Скрипичный концерт Мендельсона - наряду с концертами Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Шостаковича - занимает одно из значительнейших мест. Непревзойдённый шедевр, созданный 35-летним мастером (в то время уже дирижёром прославленного Гевандхауз-оркестра, основателем Лейпцигской консерватории, автором "Реформационной", "Шотландской", "Итальянской" симфоний, оратории "Павел", симфонических увертюр "Гебриды", "Морская тишь и счастливое плавание", музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь"), - Скрипичный концерт явился ярчайшим манифестом музыкального романтизма в жанре инструментального концерта. Впервые концерт прозвучал 13 марта 1845 в Лейпциге в исполнении Фердинанда Давида. Гевандхауз-оркестром дирижировал автор.
ЕКАТЕРИНА ФРОЛОВА
Свой первый концерт с оркестром петербурженка Екатерина Фролова сыграла в семилетнем возрасте. С тех пор скрипачка, выпускница Средней специальной музыкальной школы-лицея неоднократно выступала на престижных международных фестивалях, среди которых австрийский Salzburger Festspiele, немецкие Usedomer Musikfestival и Kissinger Sommer, голландский Gergiev Festival Rotterdam Philarmonic. В числе прочих успехов молодой исполнительницы, стипендиата Фонда скрипичного искусства (Москва) и Международных благотворительных фондов Владимира Спивакова и Николая Петрова - первая премия на международном конкурсе скрипачей имени Л. Шпора (Германия, 2003). Сегодня скрипачка, принимавшая участие в мастер-классах таких профессоров как И. Ойстрах, В. Маршнер, З. Брон, продолжает совершенствовать профессиональное мастерство под руководством народного артиста России А. Казариной.