Сергей Каспров и Валерий Кулешов дадут сольные концерты в Филармонии
10 и 14 июня 2010 года, в рамках фестиваля "Музыкальная коллекция" в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича с сольными концертами выступят два российских пианиста-виртуоза - Сергей КАСПРОВ и Валерий КУЛЕШОВ.
Оба представят интереснейшие неординарные программы, в которые вошли редко исполняемые сочинения. В концерте Сергея КАСПРОВА будут исполнены Сонаты СКАРЛАТТИ, Транскрипции РАМО-ГОДОВСКОГО и "Пляска смерти" СЕН-САНСА-ЛИСТА-ГОРОВИЦА (10 июня).
14 июня 2010 года Валерий КУЛЕШОВ исполнит следующую программу:
- ГЛИНКА-БАЛАКИРЕВ - Жаворонок
- СКРЯБИН - Восемь этюдов
- ХУДОЛЕЙ - сюита по опере Мусоргского "Борис Годунов"
- БАЛАКИРЕВ - восточная фантазия "Исламей"
- РАХМАНИНОВ-УАЙЛД - Пять романсов.
Сергей КАСПРОВ окончил Московскую Консерваторию по специальностям "фортепиано и исторические клавишные инструменты" (класс профессора А.Б.Любимова) и "орган" (класс профессора А.А.Паршина). Впоследствии обучался в аспирантуре Московской Консерватории как пианист, а также проходил стажировку в Schola Cantorum в Париже под руководством профессора И.Лазько. Принимал участие в международных фестивалях в Австрии, во Франции, на фестивале "Московская Осень", фестивале старинной музыки "Антиквариум"; в фортепианных мастер-классах А.Любимова (Вена, 2001), А.Гаврилова (Москва, 2003), в творческих мастерских по игре на старинных клавишных инструментах Миклоша Шпаньи (Шопрон, Венгрия, 2005), а также в цикле фортепианных семинаров консерватории Мангейма (2006). В сезоне 2005-2007 года музыкант был удостоен специального приза Международного конкурса пианистов им. В.Горовица, Гран-при Международного конкурса им. М.Юдиной, Первых премий на Международных конкурсах им. Н.Рубинштейна и им. А.Скрябина в Париже. Основу репертуара музыканта составляют произведения композиторов эпохи Барокко, композиторов-романтиков, а также музыка первой половины XX века.
Валерий КУЛЕШОВ окончил Свердловскую и Горьковскую консерватории, Российскую академию музыки имени Гнесиных. Его педагогами в разные годы были Е.Ховен, Д.Башкиров, Н.Петров, В.Тропп. Лауреат международных конкурсов имени Ф.Бузони (Италия, 1987) и IX конкурса имени В.Клиберна (II премия, Серебряная медаль и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения; США, 1993). Стажировался на мастер-курсах у К.-У.Шнабеля и Л.Флейшера (1994). Интенсивно концертирует с 1987 года. Дебютировал в Карнеги Холл (1995). Выступал соло и с оркестрами в США, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Австралии, Финляндии, Новой Зеландии, Канаде и других странах. Используя пластинки и кассеты с записями Горовица, Валерий расшифровал по слуху и стал исполнять в концертах неопубликованные транскрипции известного пианиста. Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом: "Я не только восхищён Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных Транскрипций". Горовиц был восхищён игрой В.Кулешова и предложил ему безвозмездные занятия, но неожиданная смерть великого музыканта разрушила эти планы. Жанр фортепианной транскрипции до сих пор занимает большое место в репертуаре пианиста. С 1999 года Валерий Кулешов преподаёт и ведёт мастер-классы в Университете Центральной Оклахомы (США).
Гусляры выступят на гала-концерте Хорового фестиваля в Петербурге
12 июня 2010 года, в День России в саду Михайловского замка в 13.00 состоится заключительный Гала-концерт IV Международного Хорового фестиваля "В гусли бияше - Русь прославляше".
В программе грандиозного шоу выступят коллективы гусляров из России и разных стран ближнего зарубежья, Откроет праздник сводный оркестр гусляров сочинением В.Малярова "Сказ о земле русской". А завершится концерт знаменитым хором М.Глинки "Славься" из оперы "Жизнь за царя".
В концерте принимают участие: Ансамбль народной музыки “Русские умельцы" п/у Виктора Малярова (Москва), Сводный ансамбль гусляров Петербурга и Ансамбль солистов Академии молодых певцов, Детский ансамбль гусляров "Кюсле" Национальной президентской школы искусств Республики Марий Эл г. Йошкар-Ола, Фольклорный ансамбль "Виси" (Литва), Ансамбль гусляров "Живая вода", LinnaMuusikud - Городские музыканты (Эстония), Ансамбль цимбалистов Минского государственного музыкального училища им. М.И. Глинки, Ансамбль латышских народных инструментов коклэ ТЕЙКСМА, Ансамбль древнерусской духовной музыки, Детский фольклорный ансамбль "Веретенце" (Москва), Государственный национальный ансамбль песни и танца республики Карелия "Кантеле", Фолк-группа "Reel Roadъ", Государственный академический оркестр русских народных инструментов им. Андреева, солисты Мариинского театра Злата Булычёва и Юрий Марусин, Хор Мариинского театра и многие другие коллективы и солисты.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Для людей разных времён, национальностей и вероисповеданий гусли были верным спутником жизни - утешали в скорби, соединяли в радости и удали, укрепляли в бою, вещали о Вечном… В культуре разных народов они обретали неповторимые очертания и становились символом национальной самобытности. Канклес - у литовцев, кокле - у латышей, кантеле - у эстонцев и финнов… На Руси гусли - поистине легендарный музыкальный инструмент, выразитель души нашего народа.
Фундаментальным открытием блистательной истории гуслей на Руси стали этнографические и научные исследования конца ХХ столетия, проводимые преподавателями и студентами Петербургской консерватории под руководством А.М. Мехнецова в Псковской, Новгородской и Тверской областях, где во всей полноте была зафиксирована традиция гусельной игры. Обретены и восстановлены десятки уникальных музыкальных инструментов, записаны инструментальные наигрыши, зафиксированы приёмы игры, этнографические обстоятельства бытования гуслей, особенности технологии изготовления инструмента.
Современная палитра гусельной культуры весьма разнообразна. С возрождением Русской Православной Церкви появилось немало талантливых бардов-гусляров, исполняющих под гусли как старинные, так и новые песни духовного содержания. Пробуждается живой практический интерес и к уникальным музейным коллекциям гуслей, значительно расширяющих представления об истории бытования этого музыкального инструмента в России и у других народов, живущих на сопредельных с ней территориях. Многие старинные инструменты различных форм и конструкций зазвучали вновь, поражая своим неповторимым тембром "голоса". Яркий колорит звучания и богатство выразительных возможностей традиционных гуслей привлекают многих исполнителей современной популярной музыки "этностиля". Сколько удивительных открытий ждёт всех, кого коснулась необычайная, неземная, таинственная красота звучания этого инструмента, кто хочет сам играть на нём или кто хочет самостоятельно сделать его. Ведь гусли - это один из самых древних музыкальных инструментов на Земле.