РНО выступит в Консерватории в рамках своего юбилейного абонемента
14 апреля 2010 года, в среду в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №51 состоится концерт к 20-летию Российского Национального Оркестра. Дирижёр - Михаил ПЛЕТНЁВ.
В концерте примут участие:
- Хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Художественный руководитель - Алексей ПЕТРОВ.
Солисты: Динара АЛИЕВА (сопрано), Татьяна ЛИПОВЕНКО (меццо-сопрано), Георгий ВАСИЛЬЕВ (тенор), Николай ДИДЕНКО (бас)
В программе:
- БРУКНЕР - Симфония № 6
- "Te Deum" для солистов, хора и оркестра
В рамках абонемента №51 Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв вновь обращаются к шедеврам австро-немецкой музыки второй половины XIX века, продолжая линию, намеченную концертами прошлогоднего абонемента (сочинения Малера). В концерте 14 апреля в Большом зале консерватории будет исполнена Шестая симфония и "Te Deum" Антона Брукнера.
Шестую симфонию (A-dur, 1879-1881) сам автор называл "самой дерзкой". Этим названием она обязана первой части, выделяющейся среди других его симфоний ритмом - пятидольной ритмической формулы (и даже в последующих симфониях не встречается настолько интенсивного ритмического развития). В центральном образе симфонии слиты воедино пейзажность и героика, что дало почву исследователям назвать Шестую симфонию Брукнера "Пасторальной", усматривая в ней связь с бетховенской. Сам автор при жизни Шестую симфонию не услышал полностью - она была исполнена спустя 20 лет после её создания. При всех достоинствах этого произведения, в Москве его услышать можно не часто, что делает программу ещё более уникальной.
Знаменитый "Te Deum" Брукнер завершил в 1884 году. Его премьера состоялась в Вагнеровском обществе в мае 1885 года (в сопровождении двух фортепиано), а в январе 1886 г. он был исполнен полным составом под управлением Г.Рихтера. Затем последовали его премьеры в Мюнхене, Берлине, Гамбурге. Грандиозное исполнение этого сочинения состоялось в США (Цинциннати), в котором принимали участие 700 певцов, а аудитория составила 7 тыс. слушателей.
Сочинение "Te Deum" совпало с работой над Седьмой симфонией, и оба произведения несут печать события, потрясшего Брукнера, - смерть глубоко почитаемого им Вагнера. Однако оно не было импульсом к созданию произведения, т. к. работу над ним Брукнер начал в 1881 году. По мнению исследователей творчества композитора, "Te Deum", в отличии от симфоний, нельзя упрекнуть в "божественных длиннотах". Он представляет собой прекрасный образец симфонизации вокально-хоровой циклической формы, в которой оригинально решена проблема единства цикла.
Существуют и трогательные высказывания композитора о создании "Te Deum". Известно, что трудная борьба за признание наложила известный отпечаток на психику Брукнера. Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах. Отвечая на вопрос об исходных побуждениях к написанию "Те Deum" композитор ответил: "В благодарность богу, так как моим преследователям до сих пор не удалось меня погубить... Я хочу, когда будет судный день, подать господу партитуру "Те Deuma" и сказать: "Посмотри, это я сделал только для тебя одного!" Уж после этого я, наверное, проскочу".
"Те Deum" относился к числу любимых произведений самого Брукнера. Благодаря тексту ему удалось здесь особенно полно и концентрированно выразить те религиозные идеи, который он исповедовал как глубоко верующий человек. Возможно поэтому вполне понятным выглядит завещание композитора исполнять "Те Deum" в качестве финала его неоконченной Девятой симфонии.
Э.Вирсаладзе представит монографическую программу из сочинений Шумана
16 апреля 2010 года, в пятницу в Концертном зале им. Чайковского состоится сольный концерт Элисо Вирсаладзе (фортепиано). Она представит монографическую программу из сочинений Шумана.
"По всему складу и характеру эстетического мышления Вирсаладзе - темпераментный романтик. Мир в её видении необычайно ярок, полон поэтики, взрывчатых контрастов, в нём тонко и вдохновенно переплетаются страстная стремительность и сосредоточенное созерцание, буйство красок и графическая точность линий, напряжённая экспрессия и умиротворённость покоя..." (В. Дельсон).
2010 год отмечен двумя значительными композиторскими юбилеями - мир отмечает 200-летие со дня рождения Фредерика Шопена и Роберта Шумана. Ярчайшие представители романтизма, ровесники, одержимые фортепиано, объединённые разной творческой, но одинаковой трагической жизненной судьбой, оставили наследие для всех без исключения последующих поколений пианистов. Безусловно, эти знаменательные события повлияли на формирование сольных программ знаменитой пианистки Элисо Вирсаладзе.
"Несравненная исполнительница произведений Шумана" - когда-то такими словами её одарил Святослав Рихтер.
Элисо Вирсаладзе - это имя знают и ценят во всём мире. Без преувеличения можно сказать, что каждый концерт выдающейся артистки становится художественным событием, в каждом она потрясает необыкновенной силой воздействия, одухотворённостью, искренностью, эмоциональной самоотдачей. Не станет исключением и вечер, посвящённый музыке Шумана. Его сочинения - постоянная концертная составляющая пианистки. Недаром в ней с первых публичных выступлений слушатели и критики признали "пианистку романтического склада".