"Трагическая" симфония Малера прозвучит 11 апреля в СПб Филармонии
11 апреля 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит "Трагическую" шестую симфонию Г.МАЛЕРА. Это пятый концерт цикла, посвящённый 150-летию со дня рождения великого австрийского композитора.
Шестая симфония создавалась Малером на протяжении двух летних каникул - 1903 и 1904 годов. В это время Малер - директор венской Королевской оперы, муж первой венской красавицы и отец крошечной дочери (в 1904-м - уже двух дочерей). Его музыка по-прежнему находит признание только у немногих знатоков. Но он верит, что его время придёт и продолжает писать, как только находит для этого время. Создание симфонии требовало сосредоточенности, а это было возможно только во время летнего отдыха, когда композитор уединялся где-нибудь в глуши, далеко от забот театра и большого города. Последние годы это был Майерниг. Летом 1904 года он пишет оттуда своему младшему коллеге, будущему великому дирижёру и страстному пропагандисту его произведений Бруно Вальтеру: "Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!" Новая симфония по своей структуре традиционна - классический четырёхчастный цикл. Однако для Малера это не шаг назад, а новый этап поисков. На этот раз художник хочет воплотить волнующие его мысли в сложившейся ещё у Бетховена и отшлифованной десятилетиями творчества разных композиторов форме. Как правило, замыслы его всегда очень конкретны. Но если раньше композитор давал слушателям путеводную мысль, то теперь он категорически отказывается от этого. Причину Малер раскрывает в одном из писем: "Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки". Но и без авторских пояснений содержание симфонии, не случайно получившей наименование Трагической, "вычитывается" из музыки.
Замечательный дирижёр, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: "В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе". Малер ответил Менгельбергу: "Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение - услышать слова подлинного и глубокого понимания..." Несмотря на трагизм, музыка симфонии не пессимистична. Поэтому финал вызывает ассоциации с траурными частями бетховенских симфоний, полными суровой мощи и скорбного величия. Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.
Теодор Курентзис представит симфонические раритеты
28 марта 2010 года, в воскресенье в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского дирижёр Теодор Курентзис и Национальный филармонический оркестр России представляют симфонические раритеты: "Пеллеаса и Мелизанду" Сибелиуса, Концерт для оркестра Бартока и в дополнение к этой программе любимый оркестровый "бис" - Адажио для струнных Барбера.
Каждый концерт Теодора Курентзиса публика встречает с энтузиазмом: ещё бы, ведь молодой дирижёр - один из немногих, кто считает необходимым исполнять не обкатанный многочисленными интерпретациями репертуар. В поле его творческих интересов "Дидона и Эней" Пёрселла (записанная осенью 2008) соседствует с "Воццеком" Берга (поставленным в этом сезоне на сцене Большого театра России), балет "Золушка" Прокофьева - с операми Верди. Оригинальная творческая позиция дирижёра подчиняет себе звучание любого оркестра и заставляет его перевоплощаться в нечто новое. Предсказать, каким будет художественный результат, невозможно - опровергая инерцию восприятия, Теодор Курентзис интригует меломанов, профессиональных музыкантов и критиков. Но далеко не все догадываются, какой трудный и кропотливый репетиционный процесс стоит за каждой новой программой маэстро.
В фокусе концерта 28 марта - произведения композиторов первой половины 20-го века: Сибелиуса и Бартока. Написанная по культовой драматической пьесе Мориса Метерлинка, сюита "Пеллеас и Мелизанда" Сибелиуса стала четвёртой по хронологии музыкальной версией средневековой легенды: до него к ней обращались Клод Дебюсси, Габриэль Форе и Арнольд Шёнберг. Каждое из этих сочинений в своё время имело значительный резонанс, пьеса с музыкой Сибелиуса выдержала пятнадцать представлений в Хельсинки подряд. Из всех театральных опытов композитора только "Пеллеас и Мелизанда" был превращён автором в самостоятельное оркестровое произведение, что свидетельствует об особом отношении к ней.
В 1944 году дирижёр Сергей Кусевицкий сразу после исполнения премьеры Концерта для оркестра сделал неожиданный комплимент Беле Бартоку, сообщившему в письме своему приятелю: дирижёр "говорит, что это самое лучшее оркестровое произведение за последние 25 лет, (включая произведения его кумира Шостаковича!)" Вряд ли трепетное отношение к музыке Шостаковича помешало российским дирижёрам исполнять это произведение, но факт остаётся фактом - услышать его в нашей стране практически невозможно.