Концерт "Скандальные премьеры мира" представит оперы с тяжёлой судьбой

9 апреля 2010 года, в пятницу, в рамках цикла "Скандальные премьеры мира" в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучат фрагменты знаменитых опер - "Травиата" ВЕРДИ, "Богема" и "Мадам Баттерфляй" ПУЧЧИНИ, "Севильский цирюльник" РОССИНИ, также будет исполнена Пятая симфония БЕТХОВЕНА. Симфонический оркестр "Классика" выступит под управлением своего главного дирижёра Александра КАНТОРОВА, солисты - Венера ГИМАДИЕВА (сопрано) и Сергей АЛЕЩЕНКО (тенор).

Подчас истории созданий шедевров и судьба их премьер настолько захватывают воображение, что становятся неотъемлемой частью образного строя и впечатления от произведения. Когда Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом ("Травиата"), недвусмысленно указав на её моральное превосходство над добродетельным светским обществом, то же общество сначала отвергло это произведение. Верди пришлось даже пойти на уловку и перенести действие в отдалённую эпоху для того, чтобы избежать прямых аналогий и сравнений.

Ссора и разрыв двух друзей - композиторов Джакомо Пуччини и Руджиеро Леонкавалло произошли оттого, что они не поделили сюжет "Богемы", на который каждый из них хотел написать оперу. Подобной историей соперничества отмечено и появление "Севильского цирюльника" Россини. Опера с этим названием уже существовала и принадлежала перу Паизиелло. Последний милостиво дал разрешение Россини использовать тот же сюжет, не сомневаясь в провале россиниевской оперы. Чтобы не рисковать, Паизиелло подкупил клаку (часть публики, которая за деньги способна сделать опере успех или провал), и премьера оперы Россини (20 февраля 1816 года) была благополучно сорвана.

Первое публичное исполнение Пятой симфонии Л. ван Бетховена состоялось 22 декабря 1808 года в венском "Театр ан дер Вин" на громадном концерте-бенефисе, целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора, и было отмечено настоящим провалом. Причины провала на этот раз лежали, как сказали бы сейчас, в организационной плоскости. Концерт был невыносимо длинным - он длился более четырёх часов. В зале царил холод, публика устала, оркестранты были утомлены, к тому же из-за отсутствия репетиций, качество исполнения было невысоким. Словом, первые слушатели так и не поняли, что "так судьба стучится в дверь", зато в наше время трудно найти человека, ни разу не слыхавшего "Па-ба-ба-баааам".

"Сказку про сосульку" расскажут в СПб Филармонии

10 апреля 2010 года, в субботу дневной концерт в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича будет посвящён музыке петербургских композиторов по сказкам, которые написали слушатели детских филармонических абонементов. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Игоря ВЕРБИЦКОГО прозвучат: "Сказка про сосульку" В.ПЛЕШАКА, "Сказка о господине Рояле" МЫЛЬНИКОВА, "Неправильная Тучка" ЦЕСЛЮКЕВИЧ и "Симфонические истории про девочку и собаку" Н.ПЕТРОВОЙ. Читают сказки Павел ШТЕЙНЛУХТ и Полина СЛАВНИТСКАЯ.

В этом концерте многое будет необычно: во-первых, сказки придумывали сами дети, а композиторы обрабатывали их и перекладывали на музыку. Во-вторых, сочинялись эти музыкальные сказки в период времени, непосредственно предшествующий концерту и можно с уверенностью сказать, что эта музыка создавалась "здесь и сейчас".

К примеру, автора "Сказки про сосульку", известного питерского композитора Виктора Плешака, во время написания музыки вдохновляла огромная сосулька, свисавшая с карниза пятого этажа, которую он ежедневно видел из своего окна в эту морозную снежную зиму. Но сказка вышла весенней - потому как в результате сосулька, растаяв, превратилась в радугу. Автор использует не только симфонический оркестр, но и настоящий орган, так что впечатления от музыки надолго поселятся в сердцах маленьких слушателей.

В сказке "Неправильная тучка" рассказывается о такой тучке, которая не дуется и не плачет, а, напротив, радуется, отчего на улице идёт тёплый грибной дождь. Нестандартным поведением тучки недовольны окружающие, и, в особенности, её родители: они мечут громы и молнии, насылают ливни, призывая её к порядку, но всё встаёт на свои места, когда тучка своими горячими слезами окутывает больного мальчика, и он выздоравливает буквально наутро после процедуры. Ирина Цеслюкевич, автор музыки к сказке "Неправильная тучка" постаралась сделать так, чтобы два чтеца вместе с оркестром изобразили драматические коллизии сюжета, а также счастливый финал.

Театральный художник Елена Родэ

Биография |  Эскизы театральных костюмов |  Театральный костюм |  Театральный костюм (продолжение) |  Графика |  Прикладное |  Фотоальбом |  Архив


По поводу проката костюмов просьба не обращаться!

Hosted by uCoz