В Консерватории исполнят "Музыку Германии для виолончели"
20 февраля 2010 года, в субботу в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №24 "Инструментальный Пасьянс" - "Музыка Германии для виолончели".
Исполнители:
- Алексей СЕЛЕЗНЁВ (виолончель)
- Тамара ОГАНЕЗОВА (фортепиано)
В программе:
- ГУММЕЛЬ - Соната ля мажор для виолончели и фортепиано, соч.104 (Первое исполнение в России)
- БЕТХОВЕН - Соната №3 для виолончели и фортепиано ля мажор, соч.69
- ШУБЕРТ - "Arpeggione-Sonate" для виолончели и фортепиано, D.821
- Р.ШТРАУС - Соната фа мажор для виолончели и фортепиано, соч.6
В этот вечер на сцене Малого зала Консерватории выступит дуэт - Алексей СЕЛЕЗНЁВ и Тамара ОГАНЕЗОВА. Начало их творческому сотрудничеству было положено в 1992-1996 гг., когда музыкантами был осуществлён концертный цикл "Три века виолончельной сонаты". На этот раз исполнители представят новый проект - "Музыка Германии для виолончели".
В начале и завершении вечера будут исполнены сочинения, нечасто звучащие со сцены, - виолончельные сонаты Р. Штрауса и Гуммеля (последняя будет исполнена в России впервые). А два центральных произведения программы можно назвать хитами камерного репертуара. Третью сонату ля мажор, соч.69 Бетховен посвятил другу, одарённому виолончелисту барону Игнацу фон Гляйхенштейну. Современница Пятой и Шестой симфоний, она близка им возвышенной красотой музыкальных образов, широтой круга настроений, ясностью драматургического развития. Музыка сонаты - светлая и жизнеутверждающая - озарена поразительным вдохновением, чарует мелодической свежестью и проникновенностью.
Также в концерте прозвучит шубертовская соната "Arpeggione-Sonate", которую во времена композитора исполняли на фортепиано и смычковом инструменте - арпеджионе. Последний остался в истории именно благодаря Сонате Шуберта. Инструмент славился необычайным богатством тембровых красок, неслучайно в настоящее время Сонату нередко играют разнообразным камерным составом - на альте, скрипке, контрабасе, кларнете, тромбоне и даже маримбе. На концерте произведение будет представлено в традиционном звучании - дуэта виолончели и фортепиано.
В Филармонии исполнят "Несостоявшуюся оперу в 2-х действиях"
19 февраля 2010 года, в пятницу, в Камерном зале Московской филармонии состоится второе представление из цикла "Камерные оперы в Камерном зале".
17 января в рамках этого абонемента уже прозвучали две оперы Александра Чайковского по А.С. Пушкину: "Мотя и Савелий" и "Про царя Никиту и сорок его дочерей", вызвавшие большой интерес и у обычных слушателей, и у музыкальной общественности.
На этот раз, 19 февраля, прозвучит опера Игоря Егикова "Страсти по Живаго". Несмотря на то, что имя этого композитора не на слуху, он пользуется большим авторитетом в профессиональном кругу. А многие наверняка удивятся, узнав, что музыка к таким знакомым песням, как на стихи Юнны Мориц "Тихо музыка играла…" или на стихи Натальи Галкиной "Наш театрик" в исполнении Александра Абдулова, написана Игорем Егиковым.
"Страсти по Живаго" будут посвящены 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака. В программе это произведение определяется как "несостоявшаяся опера в 2-х действиях с прологом и эпилогом по мотивам романа "Доктор Живаго".
Исполнители: Алексей Рыбаков (баритон), Карина Габриэлян (сопрано), Владимир Красов (бас), Феликс Красиловский (тенор), Галина Котлярчук (меццо-сопрано), Ирина Воронцова (меццо-сопрано), Игорь Егиков (фортепиано).
СПРАВКА
Композитор, пианист Игорь Егиков родился в Баку в середине 30-х годов. Было что-то феноменальное в этом городе в то время: буквально на каждой улице там рождались люди, без которых сегодня невозможно представить историю русской музыки, литературы, художественной критики, театра, изобразительного искусства. Первым преподавателем И.Егикова стала его мать пианистка Мария Егикова, которая заметив склонность мальчика к сочинительству, отдала его в ЦМШ при Азербайджанской консерватории, где он смог заниматься вместе со взрослыми студентами в классе композиции профессора Б.И. Зейдмана. С тех пор сочинение музыки на всю жизнь стало его главным занятием. Сегодня Игорь Егиков - автор более 50 вокальных циклов, 5 опер, кантат, одного балета, многочисленных песен для взрослых и детей.
"Страсти по Живаго" последняя по времени написания опера композитора. Более 20 лет он искал тему своей оперы в большой литературе. Подступался к "Путешествию дилетантов" Булата Окуджавы, но либретто не получилось. А в 2005 году в Эстонии поэт Олег Хлебников, услышав выступление Игоря Егикова и его супруги певицы Ирины Воронцовой, предложил композитору либретто по роману Бориса Пастернака "Доктор Живаго", написанное в соавторстве с супругой Анной Саед-шах. Композитор страшно увлекся этим материалом и музыку написал буквально за месяц. Премьера оперы состоялась через год в Москве в Доме композиторов в рамках фестиваля "Московская осень".