Творчеству Малера посвятят концерт в СПб Филармонии
17 февраля 2010 года, в среду в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии, в рамках абонемента, посвящённого творчеству великого немецкого композитора Густава МАЛЕРА, прозвучат его Пятая симфония и Пять песен на слова Ф.Рюккерта (из цикла "Семь песен последних лет"). Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением литовского маэстро Гинтараса РИНКЯВИЧЮСА. Солистка - Галина СИДОРЕНКО.
Когда-то Густав Малер пророчески заявил: "Моё время придёт". Слава, обрушившаяся на музыку Малера уже после его смерти, стала мировой "малероманией". Цикл песен на стихи немецкого поэта-романтика Фридриха Рюккерта был опубликован посмертно, под общим названием "Семь песен последних лет", а Пятую симфонию сделала легендарной её четвёртая часть, Adagietto, о которой трудно говорить словами.
Написанная в течение 1901-1902 годов Пятая симфония находится на рубеже двух периодов. Композитор не мог больше идти старыми путями, он нащупывает новые. Здесь Малер впервые в своей творческой практике отказывается от письменных разъяснений и внешней программы. Тем не менее, Малер продолжает "построение мира".
Арнольд Шёнберг пишет в письме Малеру: "Я видел Вашу душу обнажённой, совершенно обнажённой. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками… Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьётся, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину...". А вот слова великого дирижёра Бруно Вальтера: "Окончена битва за мировоззрение средствами музыки, отныне он хочет писать музыку лишь как музыкант".
Первое исполнение Пятой симфонии состоялось 18 октября 1904 года в Кёльне под управлением автора.
Галина СИДОРЕНКО - блистательная петербургская меццо-сопрано, обладает обширным оперным и камерным репертуаром, стилистический диапазон которого простирается от произведений Моцарта до джаза и новой музыки. Выступает в лучших оперных театрах (Мариинский, Ла Скала, Реал, Вашингтон Опера, Норвежская Опера), с ведущими оркестрами и сольными концертами в России, Европе, Скандинавии и Америке. Галина Сидоренко - лауреат Международных конкурсов в Болгарии (1998) и Норвегии (2001), финалистка конкурса Пласидо Доминго "Опералия-99" в Пуэрто-Рико. В 2002-2003 певица была номинирована на "Золотую Маску" и "Золотой Софит" за партии Дорабеллы ("Так поступают все" Моцарта) и Анны Карениной ("Анна Каренина" Успенского). DVD "Анна Каренина" с её участием был выпущен в том же 2003 году. В 2006 певица записала CD "Любовь" c Михаилом Аптекманом, а в 2008 вышел сольный диск "Вечернее настроение" с Михаилом Радюкевичем.
В Великобритании учреждена новая премия в области литературы
В Великобритании учреждена новая литературная премия.
Премией и денежным призом в размере 25 тыс. фунтов стерлингов будут награждаться авторы исторических романов. Одно из требований к авторам будет заключаться в том, что описываемые события должны отстоять от настоящего времени как минимум на 60 лет. За образец при оценке работ будет взят роман Скотта "Уэверли, или Шестьдесят лет назад". Он был издан в 1814 году и считается первым британским историческим романом, передаёт Радио "Культура".
Первого лауреата новой премии назовут уже в июне. В состав жюри премии войдут писательница Элизабет Лейрд, а также журналисты Аллан Мэсси и Дэвид Робинсон.
"Голосовые связки и барабанные перепонки" представят в Консерватории
11 февраля 2010 года, в четверг в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №31 "Музыкальные Ландшафты" - "Голосовые связки и барабанные перепонки".
Исполнители: Ансамбль Марка Пекарского, Дмитрий ВЛАСИК, Игнатий МАТЮХОВ, Дмитрий ЩЁЛКИН, Ксения КРАСАВИНА, Евгений ПОЛТОРАКОВ, Григорий ДУРНОВО, Елисей ДРЕГАЛИН
Солистка - Алиса ГИЦБА (сопрано)
В концерте принимают участие Юрий ФАВОРИН (фортепиано), Иван БУШУЕВ (флейта, ударные)
В программе:
- ДЕНИСОВ - "Плачи" для сопрано, фортепиано и ударных (1966)
- Плач-вопрошение
- Плач-оповещение
- Плач при вносе гроба
- Плач выносе гроба
- Плач по дороге на кладбище
- Плач при опускании гроба в могилу
- АРТЁМОВ - "Заклинания" для сопрано и ударных (1979-81)
- Заклинание судьбы-змей
- Заклинание звёзд-птиц
- Заклинание душ-ветра
- Заклинание звуков-огня
- ШНИТКЕ - Три сцены для голоса и ударных (1980)
Программы, которые представляет Марк ПЕКАРСКИЙ и его Ансамбль ударных инструментов, всегда отличаются новизной, яркостью, неожиданным сопоставлением контрастных идей. В этот раз публике будет представлена любопытная программа под названием "Голосовые связки и барабанные перепонки", в которой наряду с участниками Ансамбля М. Пекарского примут участие известные исполнители - музыканты-инструменталисты Юрий ФАВОРИН и Иван БУШУЕВ, а также певица Алиса ГИЦБА. В программе вечера - три крупных цикла.
"Плачи" Эдисона Денисова написаны на тексты народных погребальных причитаний. Композитор оказался первым, кто соединил несовместимые на первый взгляд вещи, - народный обряд и серийную технику. В произведении нет прямых цитат и стилизации, но истоки вокальной партии связаны с глубинным слоем русского фольклора и самым гениальным его жанром - плачем.
В "Заклинаниях" Вячеслав Артёмов воссоздал поразительный по реальности и яркости звуковой образ первобытной магии. Музыка и условно-фонетический текст заклинаний (своеобразный "колдовской" язык, наделённый ассоциативной образностью и выразительностью) сочинены самим композитором, однако, на протяжении всего сочинения кажется, что музыка эта - реально существующая, подслушанная и воспроизведённая автором.
"Три сцены" Альфреда Шнитке представляют жанр "инструментального театра", в котором зрительные эффекты извлекаются из самого процесса музицирования. "Роли" в этом театре исполняют вибрафон, колокольчики, большой барабан, тарелки и голос, являющийся тоже своего рода инструментом, ибо его партия - вокализ. А строгий ритуальный рисунок пьесы несколько напоминает "церемонию" японского спектакля с заданностью каждой мизансцены, каждого жеста.