"Музыка Русской Эмиграции" прозвучит в Петербургской Филармонии
27 февраля 2010 года, в субботу, дневной концерт в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича будет посвящён "Музыке Русской Эмиграции".
В исполнении Заслуженного коллектива России оркестра филармонии под управлением Андрея АНИХАНОВА прозвучат сочинения русских композиторов: Эпическая поэма ГЛАЗУНОВА, Концерт для фортепиано с оркестром №4 РАХМАНИНОВА, Впервые в России будет исполнена Пятая симфония ГРЕЧАНИНОВА.
Если перефразировать высказывание Нины Берберовой о том, что творчество Набокова стало оправданием целому поколению русских писателей в изгнании, то личность Рахманинова можно уподобить маяку в море русской музыки, отправленной в вынужденную эмиграцию. Сегодня эта музыка вернулась к родным берегам, став достоянием как мирового, так и отечественного искусства.
Работой, знаменовавшей начало выхода из затянувшегося на целое десятилетие творческого молчания С.В. Рахманинова, было завершение Четвёртого концерта. Весной 1914 года в печати прошло сообщение о том, что Рахманинов предполагает к осени написать свой новый концерт, уже готовый в эскизах. Четвёртый концерт носит на себе отпечаток "переходной" поры в развитии рахманиновского творчества, в нём проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения порой жёсткость, графичность музыкального письма усиление тёмных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску.
Великий русский композитор А.К. Глазунов родился в Петербурге 29 июля (10 августа) 1865 года в семье известного издателя. Помимо своего творчества, А.К.Глазунов известен как один из лучших ректоров (1905-1930) Санкт-Петербургской Консерватории. Октябрьская революция застала Глазунова всецело поглощённым педагогической и общественной деятельностью. Он сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности, с наркомом просвещения Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Тем не менее, осенью 1928 года Глазунов был приглашён в Вену, и этот отъезд из России стал окончательным. Глазунов обосновался в Париже, где в 1934 году написал "Эпическую поэму". Умер в возрасте 70-ти лет, и был похоронен на парижском кладбище Нуво Симетьер де Нёйи.
Леонид Сабанеев писал о Гречанинове: "… он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный".
Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор, живший после 1925 года во Франции и в США. Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил "Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию (совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью "Гимн Свободной России"). До 1939 года Гречанинов жил в Париже, с 1940 года обосновался в Нью-Йорке, где прожил остаток своей жизни. В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет. Впрочем, в 1943 году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией: в том году под впечатлением побед Советской Армии он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944 года в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР. Однако большинство произведений Гречанинова пришли на широкую концертную эстраду в нашей стране только в последние десятилетия.
Певческая Капелла исполнит "Страсти Христовы" в "Великопостный сезон"
С 10 февраля по 8 апреля 2010 года в стенах бывшего Дворянского Собрания, а ныне Большого зала Санкт-Петербургской Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, пройдёт сезон Великопостных концертов.
2 марта 2010 года, во вторник в 20.00 в Третью седмицу Великого поста, называемую Крестопоклонная в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучат Страсти Христовы, музыкально-поэтическая композиция по рукописи 1604 года инока Кирилло-Белозёрского монастыря Христофора с Евангельскими чтениями. Исполняет Певческая Капелла Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижёр - Владислав Чернушенко.
Певческая Капелла Санкт-Петербурга ведёт историю с 1479 года, когда по указу Великого князя Ивана III, в Москве был учреждён хор государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России. В 1701 году хор переименован в Придворный, а в 1703 году - переведён в новую столицу Российской империи. С хором Капеллы связана деятельность выдающихся русских композиторов Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинки, Милия Балакирева, Николая Римского-Корсакова. После 1917 года певческой Капеллой руководили блестящие мастера хорового дела: Михаил Климов, Александр Свешников, Георгий Дмитриевский, Елизавета Кудрявцева. С 1974 года художественным руководителем хора является выдающийся музыкант и крупнейший деятель русской культуры Владислав Чернушенко. С его именем связано возвращение в концертную жизнь России богатого репертуара русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Певческая Капелла заслуженно считается одним из лучших интерпретаторов современной хоровой музыки, неоднократно хор становился первым исполнителем хоровых произведений Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина. Сегодня Певческая капелла Санкт-Петербурга - один из ведущих профессиональных хоровых коллективов с мировой известностью. Коллектив активно концертирует в Санкт-Петербурге и за рубежом, принимает участие в крупнейших международных фестивалях и музыкальных форумах. В 2000 году в Париже за исполнение русской духовной музыки коллектив был удостоен премии "Лучший хор года".