"Песнопения и молитвы" прозвучат в "Спасе на крови" в Петербурге

29 декабря 2009 года, во вторник в Санкт-Петербургском музее-памятнике "Спас на крови" в исполнении Камерного хора Смольного собора под управлением Владимира БЕГЛЕЦОВА прозвучит знаменитый цикл Георгия СВИРИДОВА "Песнопения и молитвы".

Сам Свиридов писал: "Русская музыка, да и всё русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить её - от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских как нации, имеющих своё место, своё слово, свой голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства".

"Песнопения и молитвы", написанные в 1991-1997 гг., занимают особое место в русской культуре. Это последнее сочинение Г.В.Свиридова, сочинение-итог, сочинение-завещание, высвечивающее главное в его творчестве, главное в его наследии. Над циклом духовных песнопений композитор работал последние 10 лет жизни. Монументальная хоровая композиция разделена на 5 тематических частей и состоит из 26-ти произведений на темы Священного Писания и слова богослужебных текстов. Задуманное как творение грандиозного масштаба (композитор до своей кончины успел написать примерно десятую часть), это произведение не имеет аналогов в истории культуры. Подобно самому Писанию, этот цикл как бы бесконечен по духу своему. Подобно молитве, говорит эта музыка обо всём самом важном, касающемся человека, мира. Это не скорбная музыка, однако, последнее "Аллилуйя" звучит несколько трагично. На исходе жизни Георгий Свиридов глубоко переживал происходящее в России, воспринимая свою эпоху как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию.

"Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы… Для меня Россия - страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа" (Г.Свиридов).

Камерный хор Смольного собора (создан в 1991 году) - один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга. 2004 году в качестве главного дирижёра и художественного руководителя в коллектив пришёл Заслуженный артист России Владимир Беглецов. Помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков, в исполнении Камерного хора Смольного собора всё чаще можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдалённых эпох. От кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Орфа, Пендерецкого и Шнитке, Стравинского. Сегодняшний уровень исполнительского мастерства Хора вполне соответствует широте интересов его художественного руководителя. Практически каждый из тридцати двух хористов (все - выпускники или студенты Консерватории) может справиться с сольной партией. В соответствии с определением "камерный", присутствующим в названии коллектива, Беглецов добивается виртуозного владения звуком, его внимание всегда привлечено к мельчайшим фразировочным деталям. Вместе с тем, Хор Смольного с огромным успехом представляет такие монументальные полотна, как Реквием Верди или Всенощная Рахманинова. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, Спасе на крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных фестивалях. Среди зарубежных гастрольных адресов - Голландия, Испания, Польша, Словения, Эстония.

Девятой симфонией Бетховена продирижирует Юозас Домаркас

19 декабря 2009 года, в субботу в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в рамках Х Международного Зимнего Фестиваля "Площадь Искусств" будет исполнена грандиозная Девятая симфония БЕТХОВЕНА.

В концерте принимают участие: Заслуженный Коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, Оперный хор Михайловского театра и хор студентов Санкт-Петербургской консерватории.

Солисты: Жанна ДОМБРОВСКАЯ, Олеся ПЕТРОВА, Станислав ЛЕОНТЬЕВ и Денис СЕДОВ (Израиль). Дирижёр - знаменитый литовский маэстро Юозас ДОМАРКАС.

Идея положить на музыку оду Шиллера "К радости", волновавшую умы современников высоким гуманистическим пафосом, созвучным идеям Великой французской революции, возникла у композитора ещё в 1793 году. Но только в 1822 году симфония стала приобретать свой настоящий вид, достигнув полного завершения поздней осенью 1823 года. Первое исполнение состоялось в Вене 7 мая 1824 года и прошло с громадным успехом. Бетховен, в то время уже совершенно глухой, дирижировал оркестром при содействии капельмейстера Умлауфа. Однако, всеобщего признания симфония тогда не встретила. Большинству слушателей она казалась циклопическим нагромождением непонятных музыкальных мыслей. Лишь благодаря упорству композиторов-романтиков - Шумана, Берлиоза, Вагнера, - считавших Девятую высочайшим созданием бетховенского гения, во второй половине XIX века симфония прочно вошла в концертный репертуар.

Девятая - не только грандиознейшая из бетховенских симфоний, но и одно из самых величественных и монументальных творений всей мировой музыки. Музыкальные образы и их развитие приобретают в Девятой исключительную сложность и углублённость. Всё разнообразие форм, всё богатство музыкальных средств - оркестровых и хоровых - подчинено единой господствующей идее, получающей грандиозное по своей яркости воплощение в финале.

Более 45 лет Юозас Домаркас возглавляет Литовский Национальный симфонический оркестр. Также маэстро является профессором и заведующим кафедрой дирижирования в Литовской академии музыки и театра. Юозас Домаркас окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования у профессора И.А.Мусина. В 1957 году Домаркас становится дирижёром Вильнюсского духового оркестра, а с 1964 года и по сей день он возглавляет Литовский Национальный симфонический оркестр. Маэстро выступал в России, Польше, Литве, Чехии, Германии, Эстонии, Венесуэле, Турции, Финляндии, Великобритании, Испании и многих других странах. Вместе со своим оркестром принимал участие в фестивалях "Московские звёзды", "Русская зима", "Осень в Варшаве", "Пражская весна", "Шлезвиг-Гольштейн" и пр. Его партнёрами по сцене были такие исполнители как Э.Гилельс, Л.Коган, М.Ростропович, Е.Образцова, В.Норейка, Ю.Башмет, Н.Гутман, Г.Кремер и многие другие. Под управлением Домаркаса прозвучало более ста премьер произведений литовских композиторов. За вклад в развитие музыкальной культуры своей страны Юозас Домаркас был удостоен многочисленных премий и наград, среди которых: Государственная премия Литвы (1974), Правительственный приз в области искусства Литовской республики (1994 и 1998), Литовская национальная премия культуры и искусства (2000). В сентябре 2006 года маэстро стал кавалером Большого креста "Ордена за заслуги перед Республикой Польша" за вклад в развитие польско-литовских культурных отношений.

Театральный художник Елена Родэ

Биография |  Эскизы театральных костюмов |  Театральный костюм |  Театральный костюм (продолжение) |  Графика |  Прикладное |  Фотоальбом |  Архив


По поводу проката костюмов просьба не обращаться!

Hosted by uCoz